Юридическая защита иностранца во Франции |
8 октября 1997 года Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным был подписан Указ «О реформировании уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с которым учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, были переданы из МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. С изданием этого указа обычно связывают начало реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы.
За прошедшее после этого время немало сделано для совершенствования порядка и условий исполнения наказаний. Благодаря внесенным в законо дательство изменениям удалось существенно сократить число лиц, содержащихся в местах изоляции от общества, в расчете на 100 тыс. жителей страны, и по этому показателю Россия переместилась с первого на второе место в мире. Однако число граждан, осуждаемых по приговорам судов к наказанию в виде лишения свободы, остается довольно значительным. Сегодня контингент осужденных, поступающих в места лишения свободы, становится все более сложным и потенциально опасным. За несколько лет количество лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, возросло вдвое и достигло двух третей от их общей численности. Более четверти из них приговорены к длительным срокам наказания, почти половина – отбывает наказание второй раз и более. По состоянию на 1 октября 2009 года в исправительных колониях и тюрьмах содержалось около 750 тыс. человек.
11 февраля 2009 года на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым определены основные стратегические направления, которые, по сути, ознаменовали начало нового этапа реформи рования уголовно-исполнительной системы:
1) декриминализация части уголовно наказуемых деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и перевод их в категорию административных проступков с одновременным усилением административной ответственности за их совершение;
2) сокращение сферы применения меры уголовно-процессуального пресечения в виде заключения под стражу, в том числе за счет расширения сферы применения других мер пресечения, таких как залог, домашний арест, личное поручительство;
3) сокращение сферы применения наказания в виде лишения свободы за счет развития альтернативных мер, таких как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы;
4) изменение режима отбывания наказания в виде лишения свободы и организационных форм деятельности самих российских исправительных учреждений в направлении их приближения к аналогичным заведениям европейского типа;
5) создание системы постпенитенциарной помощи и контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В настоящее время Минюстом России совместно с Федеральной службой исполнения наказаний и другими заинтересованными министерствами и ведомствами завершена подготовка Концепции развития уголовноисполнительной системы на период до 2020 года.